- Корзина пуста

Хлеб всему голова

ИнформацияСтатьи

хлеб из печки

Мы вырвем у эпохи время хлеба,

Мы в прошлом знали бремя нищеты.

Клянемся хлебом мы, он наша вера.

Для каждого — надежда и мечты.

Немного об истории хлеба.

Хлеб – как много смысла заложено в этом слове! На горско-еврейском языке хлеб — «нун», а еще его называют «бэрэкэт», то есть «браха-борухо», что означает сытный хлеб, избилие и достаток. Что мы знаем о хлебе, основном продукте питания человечества, без которого невозможно представить накрытый стол, будь он для гостей или домочадцев?! История хлеба очень познавательна и интересна, по мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей, а первые злаки были использованы в пищу около 15000 лет до нашей эры в Средней Азии. Вскоре люди научились смешивать протертые семена с водой, а затем запекать получившуюся смесь на плоских горячих камнях. Уже в третьем тысячелетии до н.э., египтяне знали секреты дрожжевого и пресного теста. Известно, что в Древнем Египте были впервые выращены высокоурожайные сорта мягкой пшеницы, изобретены жернова. Именно здесь научились получать тонко размолотую муку. Они также изобрели первые печи для производства хлеба.

Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Римляне усовершенствовали процесс хлебного производства и перемалывания зерен. Они создали новые печи. К сотому году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе. В средние века почти во всех городах Европы были булочные. На Руси, основным видом хлеба был черный кисловатый хлеб. На Кавказе, в частности в районах Азербайджана, перемалывали зерна на ветряных «есиев» или ручных мельницах «дастар», просеяв муку через сито «ордэвич» выпекали домашний хлеб. Чаще выпекали хлеб без дрожжей «лаваш». Пекли также белый из крупчатки и ситный хлеб. Но простой люд, вряд ли, мог себе позволить даже на праздник отведать «боярского» белого, пышного хлеба. Хлеб повседневный и, доступный каждому ценный продукт, он был и остается одним из важнейших продуктов в мире, основным источником питания, содержащий практически все питательные вещества, необходимые для жизни. В настоящее время предприятия по производству хлебобулочной продукции работают, круглосуточно обеспечивая население.

От поля до стола. В 1920-е годы с приходом Советской власти многие синагоги переоборудовали под пекарни и пшеничные амбары, такие синагоги «Гисори» и «Агаджаны» были и в Красной Слободе г. Кубы в Азербайджане. Сейчас для хранения зерна строят огромные элеваторы. Приготовление хлеба очень трудоемкий процесс. Необходимо не только посеять и благополучно собрать урожай зерновых, но и сохранить и переработать в муку. Конечный этап этого процесса выпечка хлеба. Хлеб, скоро портящий продукт, и главное, чтобы он вовремя в свежем виде дошел до потребителя. Поэтому многие пекарни и хлебозаводы работают круглосуточно. Огромное количество зерна пшеницы и в меньшей степени ржи перерабатывают в муку – основное сырье для хлебопечения. При изготовлении «зернового» хлеба используют зерно злачных растений. Экстракт зародышей проросших зерен, ржаной и ячменный солод (темный и светлый) имеют большую питательную ценность. Они придают хлебу оригинальный вкус настоящего хлеба и содержат большую группу витаминов и полезных микроэлементов. Ломанные или цельно смолотые зерна овса, пшеницы и ржи также содержат большую витаминную группу и полезные аминокислоты, много волокон пищевой клетчатки.

Музеи истории хлеба. Во многих городах мира таких, как Париж, Санкт-Петербург, Львов, Белград-Еремия, Сизьма-Вологодчина и др. созданы «Музеи истории хлеба». В них представлено огромное количество экспонатов – старинное оборудование, документы, личные вещи, переданные в дар музею ветеранами предприятий и их родственниками, изъятые из камер при обысках в тюрьме поделки из хлеба, изготовленные заключенными, копии архивных документов, редкие фотографии, и фотоматериалы о хлебе. А известный французский дизайнер Жан-Поль Готье, используя основной продукт потребления человека, создает вещи из хлеба для выставки Pain Couture, в Париже. Такие выставки представляет собой попытку сделать искусство и моду более «насущными», используя основной продукт потребления человека.

выпечка

Хлеб нашего детства. Хлеб един для всех людей на планете и в то же время неодинаков. Наше поколение особо бережно относится к хлебу и хлебопродуктам. Так было и есть по настоящее время и в Израиле, и в Америке, и в других странах, где проживают наши соплеменники. Уважение к хлебу нам привили наши родители. С раннего детства, с тех трудных военных лет, когда не доедали, «пухли» от голода, выстояв очереди, получали по карточкам заветные 200 граммов хлеба. Когда были в оккупации и в тылу — мечтали о сытном хлебе…. В неурожайные годы, в муку подмешивались всевозможные овощные добавки. С хлебопродуктами было трудно, выстаивали огромные очереди, чтобы купить даже черный хлеб.

В далекие прошлые военные годы ВОВ ежедневно обеспечивали хлебным пайком армию и сотни тысяч человек, хлеб был на вес золота, и, чем меньше была порция, тем дороже она казалась людям. По рассказам старших мы знаем о блокадном хлебе (Ленинград 1942-43 гг.), разве можно это забыть. Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нем было муки – мякина, отруби, целлюлоза. И все же это был хлеб, почти единственное питание ленинградцев — пайка хлеба в 125 грамм. Чтобы это никогда не повторилось! “Хлеб наш насущный с тобой и печаль не так тяжела», — сказал когда-то  знаменитый Сервантес. В нашем же современном мире, отношение к хлебу пренебрежительное, огромное количества хлебных и пищевых продуктов выбрасываются. Многие люди, мечтающие сбросить лишний вес, просто отказываются от употребления мучных продуктов. Происходит странная тенденция — раньше голодали от недостатка и дефицита хлеба, а сейчас голодают от переизбытка, чтобы похудеть. Но, не зря гласит народная мудрость: «Относитесь бережно к хлебу. Хлеб всему голова. Любая пища приедается, хлеб никогда». Это значит, что в хлебе содержатся все микроэлементы для поддержания нормальной жизнедеятельности человека.

Традиции. Поверье. Помню, когда мы бродили по Бакинским улочкам, увидев на тротуаре хлеб, или надкушенную булку, мы убирали из-под ног, чтобы никто не наступил, клали на бордюр и даже целовали его. Если скапливался старый хлеб, готовили гренки, соленые сухарики и т. д. Отдавали сухой хлеб для домашнего скота, людям, которые, выкрикивали с Бакинским акцентом: «Гуру чурек олан! Гуру чурек олан! — Сухой хлеб собираю!».В народе есть немало поверий, например, хлебные крошки рукой или бумажной салфеткой со стола не сгребают, только тряпочкой или специальной щеточкой. Крошки на пол не стряхивают, хлеб в мусорный бак не выбрасывают — не будет в доме «бэрэкэт» хлеба, избилия и достатка. Перевернутый хлеб – тоже плохая примета.При слове «хлеб», на ум приходят образы батона, «кирпичика», «круглого» пшеничного, традиционного ржаного и заварного сорта хлеба, ароматный «Гянджинский», продолговатый «лаваш», вкусный «чурек» с Бакинского даглынского двора, грузинский лаваш «мадаури» и «чурек» – «мчади».

В народе есть немало традиций выпечки хлеба. Кусочки теста «хало», заквашенного для хлеба и взятые с четырех сторон обязательно бросают в огонь, и сжигают по религиозной традиции. Эта традиция существует во всех пекарнях Израиля. Она есть, по сей день и в Красной Слободе гор. Куба, Азербайджанской республике, где компактно проживают горские евреи. Во время приготовления закваски «мое» для субботнего хлеба «нун шоботи» оставляют кусочек теста, посыпают солью, помещают в глиняный горшочек, чтобы на следующий раз от этой закваски могли замесить новое тесто. Чтобы испечь хлеб, к стенкам огнедышащего тандира «тэну» (круглая глиняная печь) с пылающими углями, прилепляют круглые или овальные лепешки теста. Лепешки предварительно смазывают водой и яичным желтком, осыпают маком или тмином, и выпекают пряный хлеб «нун тэнуи». Когда хлеб готов, его снимают специальным деревянным скребком «судум». Что может быть вкуснее домашнего хлеба и хрустящих лепешек «нун хареки», выпеченных на огне, выходящем из щелей плоской, двух ярусной печи «харек».

свежий хлеб

Разве можно забыть запах Бакинской пекарни за углом, нашего дома, который распространялся по всей округе, аромат горячей выпечки прямо с хлебозавода. В Баку хлебобулочные магазины были повсеместно и в центре города на ул.28-Апреля угол Лейтенанта Шмита, и на ул.Карганова угол Кецхавели, на Торговой, Басина угол С.Вургуна, на ул.С.Вургуна угол Димитрова, и на напротив кинотеатра Азербайджан на ул. Зевина, а в этой пекарне пекли большие длинные и круглые чуреки.Клятва на хлеб.Согласно древнему приданию была манна небесная, потом была маца «гогол» — опресноки, тонкие круклые лепешки, высушенные на солнце, потом наши предки научились готовить хлеб, который по сей день, считают священным. Даже в фольклоре нашла свое яркое отражение вера народа в святость хлеба: «Да будем сыты мы, и пусть звучит наш смех! И на столах царит душистый свежий хлеб»! По обычаю многих кавказских народов, в частности у горских евреев, одна из самых крепких клятв является клятва на хлеб: «Клянусь хлебом — э джун нун, э джун бэрэкэт»! Хлеб по святости в народном сознании ставится вровень со Священной книгой. Клятва на хлебе и клятва на очаге нам более понятна, так как без хлеба и очага человек не может обходиться. А сытный хлеб – всегда признак богатства и благополучия каждой семьи.

21.11.2011, 5702 просмотра.

Стоимость срок доставки

Уточнить стоимость и срок доставки вы можете у наших менеджеров:
Телефон: +7(925)715-28-24
Эл. почта: 9257152824@mail.ru